Площадь Дурбар в столице Непала, Катманду

Площадь Дурбар в Катманду Непал

В прошлой статье о нашей поездке в Непал, я рассказала о перелёте и первых впечатлениях о столице Непала, городе Катманду. В день прилёта, мы решили не сидеть дома, а сразу начать исследовать город. На улице уже стемнело, в Непале солнце заходит в это время года где-то в 17:30. Мы решили отыскать площадь Дурбар, расположенную где-то неподалеку от Тамеля.

Площадь Дурбар – это не совсем площадь

В Непале, так же как и во многих странах Азии левостороннее движение, народу на улицах много. Теряться на улицах незнакомого города было легко и некомфортно, из-за отсутствия тротуаров и какой-то общей мрачности вокруг. В общем, минут за 20 поисковая операция завершилась успехом, мы нашли себя на самой главной площади города Катманду – Дурбар.

«Дурбар» переводится как «дворец». Днем вход на нее платный, стоит 10$, а вечером заходи, кто хочет, и наслаждайся. С последним как-то у нас в этот вечер не задалось. Что-то внутри возмущалось, сторонилось и не восторгалось. Нельзя слишком многого хотеть от себя в первый же вечер. Тонкая и поступательная настройка требуется.

Площадью это место назвать трудно, больше похоже на ночной рынок, расположенный между зданиями. Здания были не особо освещены, на
лестницах к ним сидели какие-то подозрительные личности.

Площадь Дурбар в Катманду Непал

Площадь Дурбар – это какое-то хаотичное нагромождение буддийских и индуистских храмов из красного кирпича с шедевральными резными деревянными решетчатыми окнами и дверями, покрытых пылью веков и птичьим пометом, много развалин – последствия страшного землетрясения 2015 года, везде мусор.

площадь Дурбар

Аватары богов на площади Дурбар

Возле одного из зданий толпился народ, там на стене нас приветствовало ужасное воплощение, или аватар бога Шива, очень устрашающего вида.

бог Шива на площади Дурбар в Катманду Непал
Аватар бога Шива на площади Дурбар в Катманду, Непал

По местным поверьям, тот, кто солжет перед этим аватаром, немедленно умрет страшной смертью. Вот вам самый древний и надежный Полиграф Полиграфович! И да свершится божественное правосудие! И зря вы так скептически улыбаетесь. Непальцу такая ваша улыбка совсем не понятна и чужда.

Религия здесь это главный советчик в самых разных сферах жизни. Непальцы верят в перерождение (сансара – круговорот рождения и смерти) и освобождение души (мокша), а понятия кармы (результат прошлых действий) и дхармы (нравственные устои) – основные начала непальской жизни.

Божеств в индуизме тысячи, но для начала надо запомнить основных три: создатель Брахма, хранитель Вишну и разрушитель Шива.

Божества в Индуизме Брахма, Вишну и Шива

У каждого из них, как и положено, есть жены: Сарасвати – супруга Брахмы; Лакшми – спутница Вишну, богиня достатка и изобилия, и Парвати – подруга бога Шивы. Наверное, когда со своими женами у непальцев что-то не ладится, идут они к божественным, чтобы вразумили значит.

скульптуры богов площадь Дурбар в Катманду Непал

Остальные божества в большинстве своем – аватары, реинкарнации этой передовой шестерки. Как, например, Кришна или даже Будда, которые считаются в индуизме воплощениями бога Вишну.

Памятники богам Кришна, Вишну и Будда в Катманду Непал

Или же Кали и спутник ее Кало (Бхайрав) – это темные аватары (не путать с затемненными аватарками) Парвати и Шивы. Есть, правда, и самостоятельные персонажи – Ганеша, бог удачи со слоновьей головой. А я все думала: что это мне так слоны с детства нравятся. Теперь понятно, это все хорошо, к удаче, значит.

Ганеша, бог удачи со слоновьей головой Катманду Непал площадь Дурбар

Или обезьяний Хануман, летающее существо невероятной силы. Все очень симпатичные. Родись я тут и читай с детства национальные сказки, точно была бы буддисткой.

Площадь Дурбар и обезьяний Хануман в Катманду
Обезьяний Хануман

Поскольку площадь Дурбар почти не освящается, было непонятно куда идти. И одолел меня страх, что мы заблудимся и не найдем дороги обратно, и свернулся наш осмотр достопримечательностей. Скорее всего, мы увидели только небольшую часть этой площади, и при свете дня она выглядела более привлекательно, но вечером мне это место не понравилось. Я
даже почти не сделала никаких фотографий.

Ужин в местном ресторане

На обратном пути мы почти не заблудились. Ноги сами донесли нас к нашему отелю, правда, неожиданно с другой стороны. Поужинали в ресторанчике, расположенном рядом с отелем за 1140 рупий (11,4 $). Я заказала себе традиционное непальское блюдо – дал бат.

Традиционное непальское блюдо – дал бат

Оно состоит из горки риса, супчика из чечевицы, хрустящей лепешки, картошки в соусе карри, салата и еще разных добавок (соусов). В общем, комплексный обед, подается на специальном железном подносе. Непальцы едет его руками, перемешивая все ингредиенты. Причем дал бат тебе накладывают до тех пор, пока ты не наешься. Мне принесли дал бат с
пятью соусами, три я съела, а два были очень острыми. Мне это блюдо понравилось, я потом его часто заказывала.

Леша взял мо-мо. Это непальские пельмени на пару. Подаются с острым соусом.

Мо-мо непальские пельмени

К вечеру температура воздуха упала до +10. После ужина мы пошли в номер, в номере уже было прохладно, попытались включить кондиционер на обогрев, но не тут-то было. Горячая вода в ванной была еле теплая. Непальцы не в пример нам – ребята закаленные. Пришла пора закаляться и нам.

Если это центр цивилизации и делюкс, дальше будет бодрее и интереснее. Но спалось нам хорошо, кровать была удобная. Стоимость проживания в отеле 22$ с завтраком, бронировали заранее на Букинге.

Площадь Дурбар и размещенный на ней комплекс королевских построек является также музеем, об этом можно почитать на официальном сайте правительства Непала.

Площадь Дурбар на карте

Виртуальная прогулка по площади Друбар в Катманду

Читайте нас также в  Дзен канале и в Телеграм @vetromru

Где искать жильё во время путешествия

Гостиницы, апартаменты и виллы выгоднее искать на Яндекс-Путешествиях - этот агрегатор сравнивает цены почти во всех системах бронирования. По России, вместо Booking.com, можно использовать сервис Броневик, а по миру   Agoda.

Чтобы максимально дёшево забронировать любую гостиницу в Крыму и Сочи, а так же дорогие отели в Таиланде, Вьетнаме, Доминикане, Мексике и на Мальдивах пользуйтесь сервисом Onlinetours, заказывая тур без перелета. Чтобы убедиться в адекватности цен, проверьте отель на Hotellook.

При поездках большой компанией выгоднее снимать квартиры и дома посуточно. Безопасно и удобно использовать сервис "Суточно".

Фото аватара
Наталия Коцоева

Люблю путешествовать и делиться впечатлениями.